Электромобиль своими руками

Электромобиль своими руками

 
Часто к нам пишут как сделать электромобиль, как расчитать мощность мотора, ёмкости батареи. Решили написать статью, чтобы ответить на эти вопросы. Советуем сначала прочитать статью до конца, а уж потом переходить по ссылкам, чтобы охватить всё в целом и не утонуть в деталях.  
 
 

Что входит в комплект по переделки автомобиля в электромобиль: 
 
  • BLDC-мотор (безщёточный безредукторный мотор на постоянных магнитах, требуемой мощности)

  • Контроллер такой же мощности. Контроллер -  это сложное электронное устройство, которое:
    - преобразует  постоянный ток из батареи в 3-х фазный переменный для питания мотор-колеса,
    - является регулятором уровня мощности (скорости), подаваемой в мотор, в зависимости от  положения ручки газа.
           Про типы BLDC-контроллеров можете по этой ссылке.
  • Батарея (аккумуляторная батарея, собранная из ячеек и соединённых с БМС (платой защиты ячеек от презаряда\переразряда). Чаще всего используют тяговые литий-железо-фосфатные ячейки, которые выглядят так.

  • Управлениепедаль газа либо ручка газа, тормозные рычаги (электронный тормоз), кнопка круиз-контроля (постоянная зафиксированная скорость), кнопка реверса (обратный ход). Педаль/ручка газа является обязательной, остальные - вспомогательные.
 
 
Чтобы точно посчитать мощность двигателя и ёмкость батареи, требуется знать:
  • Какая средняя скорость планируется?
  • Какая максимальная скорость во время разгона?
  • Вес электромобиля (с батареей, водителем и пассажирами)?
  • Угол наклона дороги? Горная местность резко повышает требование в мощности мотора!
  • Площадь поперечного сечения автомобиля и его обтекаемость.
Расчёт мощности мотора
Расчёты по требуемой мощности электродвигателя (к видео ниже) выполнены  на скорости 60 км/ч, с углом наклона дорожного полотна  0 градусов. Случай равномерного движения.
Снаряжённая масса автомобиля донора 650 кг.
Вес одной батареи Winston 100AH составляет 3,6кг. Комплект из 16 батарей весит 57,6 кг.
Вес электродвигателя 17 кг.
Вес контроллера 4 кг.
Общая масса с округлением 760 кг.
Добавляем  массу водителя 85 кг и пассажира 85 кг.
В итоге принимаем полную расчётную массу 1000 кг.
Задаёмся значениями коэффициентов:

Сx=0,342 (коэффициент аэродинамического сопротивления); 

S=2м2 (площадь поперечного сечения автомобиля);

g = 9.8 м/с(ускорение свободного падения);

m=1000 кг (масса автомобиля);        

Fтр= 0,018 (коэффициент силы трения для асфальта);

V3-(куб скорости автомобиля в м/с); 60 км/ч =16,67 м/с (переводим скорость из "км/ч" в "м/с" делением на 3,6);

α= 0° (угол наклона дороги);

ρв=1,225 кг/м3(плотность воздуха).

W= g * Fтр * m * V *cosα + 0,5*Сx * S * ρв*V3 + g * m * sinα*V

 

= 9,8 * 0,018 * 1000 * 16,67*1 + 0,5*0,342 * 2* 1,225*(16,67)3 + 9,8 * 1000 * 0 = 2940+1940+0= 4 880 Вт.

 

Это сколько чистой энергии надо затратить на передвижение. Часть энергии теряется по пути из батареи. По этому, поделим  полученный результат на общий КПД (трансмиссии (~0,76), электродвигателя (~0,90), контроллера (~0,95)) приблизительно равный 0,76*0,90*0,95=0,65.

 

Фактически из батареи надо выдать больше энергии, пока передадим эту энергию на движение, часть потеряется в узлах (на трение, теплоотдачу).

Итак,  4880 / 0,65=7509 Вт  - такую мощность должна выдавать батарея.

 

Итого для движения по ровной дороге со скоростью 60 км/ч требуется 7509 Вт мощности системы. 

 

Для того чтобы понять, как мощность зависит от скорости и угла наклона, произведём вычисления в Excel-е и создадим графики (*):

(*) Здесь указана требуемая мощность, уже с учётом КПД (т.е. делённая на КПД)! Здесь сделано допущение, что КПД линейное, но на самом деле на низких оборотах КПД двигателя меньше, соответсвенно нужно больше мощности на низких оборотах. Напоминаем, это рачёт равномерного равнолинейного движения. Во время разгона и обгона, мощность потребляемая может увеличиться в 2 раза, благо BLDC-моторы можно кратковременно эксплуатировать с нагрузкой 200% от номинала!
 
РЕКОМЕНДАЦИЯ: расчитывайте мощность на точку с крейсерской скоростью (с максимальным КПД)!
 
В рассматриваемом случае видим, что:
1) Мощность на низких скоростях ведёт себя линейно, а при высоких, из-за увеличения лобового сопротивления добавляется часть в виде куба скорости. 
2) Каждый градус наклона добавляет в среднем дополнительно 7% к требуемой мощности. Имейте в виду, что дорожные знаки с углом наклона указываются в %! Уклон в процентах - это тангенс угла наклона, умноженный на 100. Обозначает перепад высоты дорожного полотна в метрах на 100 метров пути по горизонтали. Уклон 100% соответствует углу в 45 градусов, 0% - 0 градусов, промежуточные значения: угол = arctg(0,01*уклон в %).
К примеру, наклон в 12% это 6,8 градусов, что даёт увеличение требуемой мощности (при прочих равных) на 23,5%!
 
 
Самостоятельно посчитать мощность, посмотреть графики вы можете Скачав этот Excel-файл.
Имейте в виду, эти расчеты для прямолинейного равномерного движения с оооочень медленным разгоном! Если нужна хорошая динамика разгона, то мотор нужно помощнее, раза в 1,5-2!
 
Иногда просят посчитать "На среднюю скорость и среднюю дальность". Без точных входных данных (даже одного) посчитать не возможно - это математика!
 
ВИДЕО:
В фильме представлен весь путь по электрификации Ниссан Микра (г.Пушкино, Московской обл.) из комплектов электрификации от Golden Motor 10кВт:
 
Короткая версия (как было и как стало):

 
Полная версия, со всеми расчётами и промежуточными результатами:

 
Расчёт ёмкости батареи
 
Возьмём другой случай и сделаем  примерный расчёт ёмкости батареи (с большим округлением и с запасом), чтобы понять логику расчётов.
 
К примеру, есть коммерческий электромобиль, и мы посчитали что на скорости 70 км/ч будет потреблять из батареи 10кВт, то 100км надо ехать около 1,4ч  (100/70)=> 1,4ч*10кВт=14000Вт*ч=14000 В*А*ч, т.е. нужно затратить 14 кило Джоуль энергии.
Поделим 14000 В*А*ч/48В, это около 300Ач батареи на 48 вольт.
 
Тогда потребуется  на батарею 48В - 16 ячеек 300Ah (каждая ячейка 3,2В=> 48В/3.2В=15, но чаще всего используется чётное число ячеек (так проще делать ряды), а именно 16 ячеек для литий-железо-фосфатных ячеек, но иногда используют 15). Для справки: БМС на 16S чаще распространениы и доступны, чем 15S, как и зарядные устройства к ним.
 
Одних ячеек будет на сумму 11 500$ + БМС (плата защиты ячеек от презаряда\переразряда) около 300$ + быстрая зарядка 300$, итого батарея выходит более 12 тысяч $. Да, это самая дорогая деталь в электромобиле! В ТЕСЛА электрокаре батарея стоит более половины самой машины.
 
Имейте в виду, что батарею нужно брать минимум с запасом 20%, чтобы вы не встали на дороге, не доехав до дома\работы! Зимой батарея будет выдавать не полную ёмкость. 
 
Либо можете из свинцовых собрать 48В-300АчСвинцовые будут в 2 раза тяжелее LiFePO4, циклов жизни будет всего около 200, что в 25раз меньше чем лифер (LiFePO4), скорость заряда свинца раза в 20 ниже. 
 
Полная зарядка LiFePO4-48v-300ah будет за 8,5ч (быстрая зарядка током 35А=>300Ач/35А=8,5ч).
 
Лифер можно будет подзаряжать даже во время разгрузки\загрузки коммерческого электротранспорта. За 30 мин можно подзарядить около 6% батареи.
 
Свинец такой ёмкости будете заряжать самое быстрое 30ч, что не имеет смысла (день заряжаем, день едем)!
 
Самостоятельно посчитать необходимую ёмкость вы можете Скачав этот Excel-файл.
 
Если у Вас есть комментарии и дополнения, вопросы - напишите нам.
 
Следующая статья будет на тему: какое напряжение всё-таки выбрать для электромобиля?
 
@ Никакая часть статьи не может быть использована без ведома GoldenMotor.ru. При перепечатке, ссыла на статью обязательна!